Вторник, 23.04.2024, 15:47
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

16-18 марта 2011 г. в Академии труда и социальных отношений прошла Вторая Международная научно-практическая конференция «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе». Конференция проводилась при поддержке Российской ассоциации по связям с общественностью.

Открыли конференцию ректор Академии труда и социальных отношений Е.М.Кожокин, проректор по учебной и научной работе, заведующая кафедрой связей с общественностью АТиСО О.Ю. Рыбка и вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, председатель совета директоров Группы компаний «Никколо М» И.Е. Минтусов.

С приветствиями к собравшимся обратились декан факультета экономики Западно-саксонского университета Цвикау (Германия) Бернд Цирклер, член экспертного Совета IEERP (Париж, Франция) Жан Франсуа Флао, исполнительный директор Европейского Совета по бизнес-образованию (Франция) Брайен Р. Холден.

На пленарном заседании с докладом «Приоритетные цели социальной модернизации России и поддерживающих информационных программ» выступил заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, член Правления Института современного развития Е.Ш. Гонтмахер; тему «Актуальные тренды, социальные коммуникации» в своем выступлении отразил И.Е. Минтусов; осмысление проблемы «Новые медиарилейшнз» предложил собравшимся профессор кафедры связей с общественностью АТиСО, заведующий кафедрой связей с общественностью Международной академии бизнеса и управления, заместитель генерального директора PR-агентства «Международный пресс-клуб» М.П. Бочаров.

Затем конференция продолжила свою работу в формате тематических круглых столов.

Круглый стол «Человек и общество в информационно-коммуникационном поле» вел Е.Ш. Гонтмахер.

Заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования (ФИРО) Э.Ф. Алиева и руководитель сектора Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО О.Р. Радионова рассказали, каким образом мультипликационные фильмы могут формировать коммуникативные компетенции у детей, прививать им навыки толерантного поведения. В качестве примера они привели разработанный и реализованный ими анимационный мини-сериал «Азбука доброжелательности со Смешариками».

Профессор кафедры связей с общественностью АТиСО М.И. Дзялошинская посвятила свое выступление осмыслению места аудитории в системе информационного сопровождения социальных проектов. Основная мысль, которая была озвучена в сообщении, заключалась в том, что прежде чем начинать процесс коммуникации и выбирать оптимальные технологии, инициатору необходимо четко ответить на вопрос, относится ли он к читателям, зрителям, слушателям как к объектам влияния или как к равноправным партнерам по коммуникации.

Исполнительный директор Института развития прессы О.В. Карабанова охарактеризовала специфику отражения социальной проблематики в деятельности пресс-служб. Она подчеркнула, что репутация компании расценивается как весомый нематериальный актив, и важнейшей составляющей этого актива является участие бизнес-структур в реализации социальных проектов, в обеспечении корпоративной социальной ответственности. При этом непосредственное участие в этих процессах принимают информационные департаменты или пресс-службы, которые организуют общественные слушания социального корпоративного отчета, формируют информационную стратегию организации, устанавливают сотрудничество с общественными организациями в сфере социальной ответственности и т.д.

Г.Г. Николайшвили (директор АНО «Лаборатория социальной рекламы», заместитель заведующего кафедрой теории и практики рекламы НИУ «Высшая школа экономики»), определяя место социальной рекламы в системе социальных коммуникаций, познакомила участников конференции с американской системой социальной рекламы. С точки зрения Николайшвили американская модель простая, ясная и хорошо адаптируемая под любые (в том числе российские) условия.

Вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций, руководитель по связям с государственными органами и организациями благотворительного фонда «Просвещение» Н.Л. Хананашвили, представил вниманию собравшихся свое видение основных технологий коммуникации с НКО, которые используют органы власти при выработке и осуществлении государственной политики. По мнению Хананашвили, какие бы усилия ни прилагали стороны в попытках достичь взаимопонимания, без содержательного и текстуально составленного общественного договора ждать от власти какой-либо, устраивающей гражданское общество, инициативы бессмысленно.

Круглый стол «Международный опыт информационного сопровождения социальных проектов» модерировала О.Ю. Рыбка.

 

Зарубежные гости выступили со следующими сообщениями: Бернд Цирклер «Центральные функции корпоративных систем управления»; Ронни Кунц «От бизнес-теории принятия решений к оценке финансовых вложений»; Холден Р. Брайен «Информационные технологии в образовании»; Жан Франсуа Флао и Т.Ю. Лебедева (руководитель программ IEERP) «Формирование геобренда как компонент социальной политики и территориального менеджмента. Тренды, драйверы, PR-технологии».

Круглый стол «Стратегии и технологии социальных коммуникаций» вел М.П. Бочаров.

Обширный доклад в рамках этого круглого стола сделала Е.П. Титова, профессор кафедры связей с общественностью АТиСО, по теме: «Имидж в контексте корпоративной социальной ответственности вуза». Она показала, что КСО выросла из доктрины капиталистической благотворительности начала прошлого века (Э.Карнеги и Д. Рокфеллер – строительство публичных библиотек в США) и прошла шесть этапов вплоть до современного, когда стали возможным общепризнанные стандарты социальной отчетности хозяйствующих субъектов перед обществом. В то же время в России КСО находится на начальной стадии, особенно - в вузах. В высшей школе корпоративная социальная ответственность сводится к сбору и передаче игрушек и одежды в детские дома, помощи в формировании библиотек для детдомов, шефским концертам, уборке территории и краткосрочному волонтерству студентов в этих учреждениях. В то же время вопрос КСО в вузах надо ставить шире – как вуз помог государству и обществу в целом в выпуске высокообразованных, компетентных специалистов, смог преодолеть разрыв учебных компетенций будущих специалистов и реальных требований к компетенциям специалистов разных отраслей, как улучшить качество менеджмента в вузе, каким образом минимизировать провал в народнохозяйственных кадрах в связи с демографической ямой, как преодолеть старение ППС и добиться преемственности в качестве преподавания.

Исполнительный директор Европейского Совета по бизнес-образованию Холден Р. Брайен (Франция) также говорил о трендах современного образования, информационных технологиях в образовательном процессе. Чтобы уйти в образовании от оценок «хороший», «плохой», «уродливый», нужно к обучению добавить систематическое научение, HR-девелопмент, тренинги и развитие. С этим наполнением образование может противостоять кризису.

В своем сообщении «Пути снижения репутационных рисков в сфере корпоративной социальной ответственности» Л.С. Сальникова, генеральный директор L.S.Consulting, доцент кафедры связей с общественностью МГИМО(У) МИД РФ, отметила, что компании впрямую сталкиваются с нарастанием техногенных катастроф с серьезными последствиями, таких как взрывы, разлив нефти, распространение радиоактивности, которые всегда будут ставить под серьезную угрозу не только доброе имя компании, но и само ее существование, о чем свидетельствует опыт Britisn Petroleum, Саяно-Шушенской ГЭС, «Фукусима-1» и др. Представители бизнеса должны быть готовы к тому, что даже в общемировых угрозах, таких как глобальное потепление, эпидемии, экологические проблемы, теракты и т.п., население тоже будет искать вину тех или иных корпораций.

Отстоять свою деловую репутацию в таких непростых условиях компании смогут только в том случае, если инициативу в области КСО будут определять самостоятельно. Только при этом условии подобная деятельность будет по достоинству оценена обществом, в то время как КСО «из-под палки» теряет всякий смысл и превращается в формальную «галочку для отчета». Но поскольку КСО приносит общественную пользу, поддерживая социальное развитие, определенную роль в выборе социальных стратегий бизнеса играют представители гражданского общества. Средства и методы осуществления корпоративной социальной политики будут значительно более эффективны, если станут частью соединенных усилий всех сторон.

Профессор кафедры социологии МГИМО (Университет) МИД РФ А.В. Носкова посвятила свой доклад коммуникативным стратегиям в решении семейно-демографических проблем российского общества. Главная из этих проблем – депопуляция (только 30% российских семей – двух– и трехдетные). Она отметила, что в России надо преодолевать боязнь многодетности и бороться с сексуализацией полового просвещения. Практика показывает, что девиантные подростки вырастают из неполных детей. По данным репрезентативных исследований, для 73% россиян главными ценностями являются «крепкая семья» и «хорошие дети». В качестве примера технологии коммуникативной стратегии в решении семейно-демографических проблем был представлен проект, реализованный в Алтайском крае, «Они родились третьими».

Раскрытием темы «Информация vs коммуникации» профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов Г.Н. Трофимова привлекла внимание участников круглого стола к проблеме провокативности современного языка, засорения русского литературного языка, в том числе и посредством Интернета.

Непосредственно о носителях «олбанского языка» - блогерах и социальных сетях и актуальных трендах в них, рассказала Т.В. Корсакова, руководитель направления отдела маркетинга Интернет-библиотеки СМИ Public.Ru в докладе «Традиционные СМИ и социальные медиа: противостояние или синергия?»

В заключение круглого стола выступил доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета И.А. Ясавеев с докладом «Конструкционизм как технология конструирования социальных проблем», раскрывший на примере уличных пикетов в защиту исторического наследия города Казани (Дом К.Фукса), как студенты обучаются социологии современных социальных проблем.

Участники Круглого стола «Социо-информационная инфраструктура России» (Ведущий - доцент кафедры связей с общественностью АТиСО М.М. Богомолов) высказали разнообразные мнения о состоянии и подходах к дальнейшему формированию актуальной структуры коммуникаций и информационного многообразия современной России. Основной акцент почти всеми участниками ставился на интернет-коммуникации, но не были забыты и прямые немедийные коммуникации, эмоционально связывающие личную и гражданскую позицию людей, исторические аспекты кросскультурных связей, государственные, общественные и бизнес-коммуникации как социальный феномен и фактор модернизационного развития.

Так, руководитель группы по работе со СМИ ЗАО «Компания развития общественных связей» В.В. Евликова обосновала интерактивность как основу информационных стратегий. советник Министра энергетики РФ, пресс-секретарь Минэнерго России И.Ф. Есипова рассказала о том, каким образом происходило формирование и развитие информационного сопровождения деятельности Минэнерго России. Директор Института коллективного действия, научный сотрудник Института социологии РАН Карин Клеман осветила тему «Коммуникационные стратегии социальных движений и инициатив». Т.Т. Махаматов, старший преподаватель кафедры философии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, обозначил один из парадоксов глобализации: с одной стороны, формируется единое информационное пространство, а с другой – происходит процесс социальной расчужденности цивилизаций. Доцент Московского института лингвистики Н.В. Мишина рассмотрела образовательное пространство малого города в качестве ключевого фактора инновационного потенциала страны. И завершила обсуждение выпускница АТиСО А.А. Татур, определившая коммуникационно-информационную структуру социальной некоммерческой организации.

Таким образом, и в основных выступлениях, и в вопросах и дополнениях присутствовала общая тенденция интеграции коммуникаций и циркуляции информационных потоков на всех уровнях, от местных инициатив до глобальных процессов. Отмечалось микширование медийных и прямых коммуникаций, все более свободный переход социально значимой информации из виртуальной сферы в реальную действительность.

На Круглом столе «Социальные проекты в контексте бизнес-коммуникаций», который модерировал заведующий лабораторией бизнес-коммуникаций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» профессор НИУ ВШЭ И.М. Дзялошинский, выступили: Н.А. Винокурова, помощник по международным связям декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ с темой «Социальная ответственность бизнеса в России»; стажер-исследователь Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Г.А. Гарифуллина представила доклад на тему «Совещательные органы при ведомствах как площадка для продвижения интересов и проектов бизнеса»; С.С. Заботин, координатор по региональным проектам Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», обозначил позицию Фонда «Наше будущее» как катализатора развития социального предпринимательства в России; руководитель Школы эффективного текста А.А. Мирошниченко проанализировал корпоративные коммуникации в контексте кризиса СМИ; О.А. Попов, советник руководителя Федеральной службы по тарифам рассказал о том, как организованы коммуникации в федеральных органах исполнительной власти современной России; доцент факультета журналистики МГУ М.Г. Шилина предложила рассмотреть бизнес-коммуникацию в обществе инноваций в категориях «утопия» и «практопия».

Студенческий круглый стол «Человеческий фактор в социальном проектировании» вел аспирант АТиСО П.Я. Фельдман.

Выбор темы данного круглого стола был обусловлен необходимостью определения личностной роли авторов и разработчиков социальных проектов в успешности их деятельности. Перед участниками была поставлена задача – не только осветить практику реализации конкретных мероприятий, но и оценить степень влияния человеческих качеств PR-специалистов на эффективность реализации проектов.

В работе круглого стола приняли участие аспиранты и студенты ведущих высших учебных заведений России: НИУ «Высшая школа экономики» (М.И. Богачёв и М.Д. Койсина); Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (Д. Абрамова, Ю. Гладнева); Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Т.А. Арустамов, Е.А. Старкова); Казанского (Приволжского) федерального университета (Г.Ф. Ишкинеева, С.К. Калакова, А.М. Хайретдинова, Н.В. Чернова).

Участники круглого стола представили личный опыт планирования и реализации социальных проектов в тех сферах, которым традиционно уделяется недостаточно внимания со стороны государства. Повышение эффективности работы со спортивными болельщиками, недоступность транспорта для инвалидов, проблемы бездомных животных, низкая гражданская активность россиян, защита интересов трудового населения – вот неполный перечень вопросов, волнующих молодых исследователей, которые приняли участие в круглом столе.

В рамках круглого стола прошел экспресс-конкурс на лучший социальный проект. Участники получили задания с проблемными ситуациями, которые необходимо было решить с помощью технологий социального проектирования. Были предложены оригинальные идеи по повышению уровня толерантности молодежи, совершенствованию социально-культурных коммуникаций в обществе. Победителям были вручены дипломы и подарки от спонсора конкурса – Федерального института развития образования.

Зарубежные участники конференции провели мастер-классы: «Информационные технологии в образовании» (ведущий - Холден Р. Брайен);  «Формирование геобренда как компонент социальной политики и территориального менеджмента. Тренды, драйверы, PR-технологии» (ведущие: Флао Жан Франсуа  и  Лебедева Татьяна Юрьевна);  «Центральные функции корпоративных систем управления» (ведущий - Цирклер Бернд);  «От бизнес-теории принятия решений к оценке финансовых вложений» (ведущий - Кунц Ронни).

Вторая Международная научно-практическая конференция «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе», как и планировалось, дала возможность российским ученым, практикам и зарубежным специалистам в сфере PR конкретизировать и существенно уточнить рассматриваемое тематическое поле.

На конференции обсуждался очень широкий круг вопросов, которые можно – весьма условно – объединить в несколько основных направлений.

Это, прежде всего, проблемы взаимодействия государства, бизнеса и власти в решении социальных проблем, стоящих перед многими современными странами.

Это, во-вторых, специфика социальных проектов, начиная от проблем финансирования и кончая мотивацией исполнителей.

Это, в-третьих, организация коммуникаций с использованием традиционных и новейших технологий как внутри каждого из сегментов социальной системы, так и между этими сегментами.

И, в-четвертых, это проблема научного и экспертного сопровождения социального проектирования.

Обобщая основные положения, прозвучавшие в докладах и выступлениях участников конференции, следует выделить тезис о том, что события последних лет настолько изменили форматы взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого сектора при решении социальных проблем, что это позволяет говорить о начале нового этапа как самого процесса решения этих проблем, так и его информационного сопровождения. Сегодня в условиях активных общественных преобразований в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы, в том числе и социальное проектирование, которое заключается в создании и реализации всеми субъектами социального партнерства некоммерческих проектов в социальной сфере.

Необходимость в разработке того или иного проекта основывается на спросе, потребностях, интересах общественности. Проектирование должно быть ориентировано на реализацию общественных нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Сегодня как никогда важно понять, что такое социальное проектирование и социальные проекты в современной России, как отличать социальный проект от пиар-проекта и т.д.

На конференции было отчетливо показано, что основу деятельности современного российского бизнеса в рамках реализации принципа высокой гражданской ответственности составляет сбалансированная стратегия, способствующая экономическому росту, социальному развитию и охране окружающей среды. Такая стратегия необходима для того, чтобы действия, совершаемые сегодня, не имели негативных последствий для будущих поколений.

Взаимодействие разных по направлениям деятельности компаний при объединении усилий позволяет реализовать проект, который невозможно выполнить в одиночку. Инициатором такого проекта может выступить и бизнес-компания, и государство, и некоммерческая организация. По большому счету, это не важно. Важен факт объединения разных субъектов для решения какой-то социальной проблемы. Однако такое взаимодействие затруднено в условиях слабой развитости коммуникаций как внутри бизнес-сообщества, некоммерческого сектора и структур власти, так и между этими субъектами социального партнерства. Вместе с тем, участники конференции выразили свою обеспокоенность чрезмерным вмешательством государства в деятельность бизнеса по формулированию и решению социальных проектов.

Несомненным достоинством состоявшейся конференции следует считать достаточно сильную практическую составляющую, проявившуюся, прежде всего, в выступлениях участников форума, которые не только рассказали о существующих социальных проектах, но и показали их значимость для развития отдельных городов и страны в целом, а также проанализировали факторы успешности таких проектов. Проведенный в рамках студенческого круглого стола конкурс на лучший социальный проект продемонстрировал высокий творческий потенциал молодых людей, их стремление активно участвовать в улучшении ситуации в социальной сфере страны. И завершающей практической точкой явилась серия мастер-классов для студентов и участников конференции, которые провели зарубежные специалисты.

Подводя итог, можно констатировать, что идея социального проектирования вышла за рамки научного обсуждения и уверенно завоевывает свое место в умах профессионалов в сфере связей с общественностью, требуя уточнения практических позиций и конкретизации технологического инструментария для превращения идеи в стержень развития гражданского общества. И, безусловно, важнейшую роль в этом процессе играет информационное сопровождение социальных проектов, без которого невозможно ни повысить уровень прозрачности проектов, ни привлечь сторонников, соратников и партнеров.