Пятница, 19.04.2024, 04:24
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ПОЛОЖЕНИЕ

О Научной школе Кафедры общественных коммуникаций и рекламы АТиСО

 

Решением Ученого совета Академии труда и социальных отношений от 1 ноября 2013 года при кафедре общественных коммуникаций и рекламы под руководством д.и.н., профессора Рыбки О.Ю. сформирована научная школа «Коммуникационный дискурс социального проектирования» с локализацией нового научного направления «Связи с общественностью и реклама в социальной сфере». В 2014-2015 гг. деятельность научной школы будет осуществляться в соответствии с утвержденным планом работы.

Формирование школы началось в марте 2010 года, когда группа преподавателей кафедры общественных коммуникаций и рекламы предложила провести международную научно-практическую конференцию «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе». В ходе этой конференции были рассмотрены основные подходы к проблеме информационного сопровождения социальных проектов и намечены дальнейшие направления исследований.

В апреле 2011 года была организована вторая конференция на эту тему, на которой было конкретизировано и существенно расширено тематическое поле, определены факторы развития социального проектирования и совершенствования информационного сопровождения этого процесса в целом и каждого конкретного проекта в отдельности.

В апреле 2012 г. на третьей Международной научно-практической конференции были обсуждены как стратегические аспекты развития социального проектирования, так и технологический инструментарий, использование которого позволит оптимизировать информационное сопровождение проективной деятельности специалистами по связям с общественностью. Данная конференция подтвердила, что у международных форумов, инициированных кафедрой общественных коммуникаций АТиСО, на которых обсуждаются проблемы информационного сопровождения социальных проектов в современном обществе, есть достаточно убедительная история, которую необходимо продолжать и развивать.

Дальнейшему теоретическому и организационному развитию идей была посвящена прошедшая в апреле 2013 г. четвертая Международная научно-практическая конференция «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе». Участники конференции обсудили истоки социальных проблем и факторы повышения их значимости, роль социальных групп в формулировании социальных проблем, готовность медийной сферы к ориентации на социальную повестку дня и характер отражения социальных проектов в российских масс-медиа, использование возможностей социальных сетей для консолидации общества вокруг социальных проблем, восприятие населением социальных проблем и отношения к ним, транслируемого масс-медиа. На конференции было зафиксировано, что на кафедре общественных коммуникаций и рекламы (ОКиР) фактически сформирована научная школа.

Следует отметить, что к обсуждению социальных проблем в целом и информационного сопровождения социальных проектов, в частности, кафедра общественных коммуникаций и рекламы АТиСО привлекает не только представителей научного и профессионального сообщества, но и студентов и аспирантов различных вузов, которые принимают участие в конференциях и в качестве слушателей, и – что самое главное – в качестве докладчиков.

Кроме того, студенты, готовящие выпускные квалификационные работы на кафедре общественных коммуникаций и рекламы, достаточно часто в качестве объекта рассмотрения выбирают проблемы информационного сопровождения как коммерческих, так и социальных проектов. Так, например, выпускники кафедры защитили ВКР на следующие темы: «Особенности информационного сопровождения протестных акций на предприятиях ТНК», «Информационное сопровождение деятельности ФНПР: анализ эффективности», «Концептуальные изменения в практике информационного сопровождения социальных программ бизнеса», «Информационное сопровождение бизнес-проектов в социальной сфере» и др.

Таким образом, на кафедре общественных коммуникаций и рекламы АТиСО выстроена система, при которой учебные планы, научные исследования, проблематика выступлений на конференциях, темы выпускных квалификационных работ взаимоувязаны и сориентированы на изучение различных аспектов социальных коммуникаций, а также теории и практики информационного сопровождения социальных проектов. Данную систему можно рассматривать как основу научной школы, дальнейшее развитие которой предполагает издание учебника, защиту магистерских и кандидатских диссертаций, проведение исследований информационной деятельности в социальной сфере, продолжение практики проведения ежегодных научно-практических конференций и др.

Локализация нового научного направления «Связи с общественностью и реклама в социальной сфере» обусловлена тем фактом, что PR в социальной сфере имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, необходимо отметить трудности работы в этой сфере, которые связаны с неоднозначным восприятием населением социальных проблем. Большинством населения конституционный принцип социального государства трактуется буквально и потребительски. Поэтому в социальной сфере необходимо использовать нестандартные приемы, находить индивидуальные подходы в каждом случае.

При этом PR-деятельность в социальной сфере в последние годы все более активно развивается. Связано это, прежде всего с тем, что она ориентирована, в первую очередь, на привлечение внимания к социально незащищенным группам населения, а это направление – одно из самых важных для социального государства. С помощью PR-программ можно повысить лояльность общественности к тем, кто нуждается в помощи и поддержке, а также привлечь материальные средства для решения их проблем. Кроме того, использование PR-инструментов позволит представителям социально незащищенных групп почувствовать себя более востребованными. Применительно к социальной ответственности бизнеса социальные программы - это стратегический инструмент, нацеленный на удовлетворение потребностей общества и бизнеса, а также - залог процветания компаний.

С учетом необходимости подготовки профессионалов для этой сферы деятельности кафедра общественных коммуникаций и рекламы АТиСО в направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» бакалавриата включила профиль «Реклама и связи с общественностью в социальной сфере», и в учебном плане предусмотрены, в частности, такие дисциплины, как: основы социального государства, социальное партнерство, социальная ответственность бизнеса, информационное сопровождение социальных проектов и др.

Целью магистерской программы «Современные социальные реклама и связи с общественностью» является подготовка профессионалов высокой квалификации в области коммуникационных процессов, реализующихся в сфере информационного сопровождения социальных программ, с акцентом на социальную рекламу и связи с общественностью, организуемые с использованием современных методов и технологий. Программа включает в себя научно-исследовательскую работу в виде обязательного участия в постоянно действующих научно-исследовательских семинарах «Стратегическое планирование в сфере рекламы и связей с общественностью» и «Реклама и связи с общественностью в социальном проектировании», работа в которых завершается подготовкой магистерских диссертация по соответствующей проблематике.

Для окончательного формирования научной школы «Коммуникационный дискурс социального проектирования» с локализацией нового научного направления «Связи с общественностью и реклама в социальной сфере» и придания ей официального статуса, необходимо принять единый подход к пониманию научной школы, сформулировать базовые научные принципы, очертить круг решаемых задач и определить возможные формы участия в деятельности научной школы.

1. В российских вузах под термином «научная школа» чаще всего подразумевается «научное направление», развивая которое, ученые не только решают определенные научные задачи, но и обмениваются научной информацией, повышают свою квалификацию. Научная школа – это тип научного сообщества, который предполагает организацию постоянного, в том числе неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов1. Существенным признаком научной школы является то, что она выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества. Исходя из этого, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений2.

2. Основные принципы научной школы:

единство ценностных, профессионально-этических и методологических позиций, которых придерживаются ученые, входящие в научную школу;

неуклонный поиск новых подходов и представлений в сфере деятельности научной школы;

открытость и гласность в отстаивании ученым своих научных позиций, свобода дискуссий по этому поводу;

неразрывное единство процессов обучения и исследования.   

3. Основными задачами, на решение которых должна быть сориентирована научная школа «Коммуникационный дискурс социального проектирования», могут стать следующие:

предоставлять возможность ученым, экспертам, аспирантам и студентам, занимающимся социальной тематикой и проблемами информационного сопровождения социальных проектов, обсуждать современное состояние социальной сферы и перспектив участия в решении социальных проблем информационного фактора;

обсуждать совместно с практиками в сфере социального PR, с представителями государственных и общественных организаций, а также представителями общественных организаций и журналистами возможности координации усилий, направленных на качественное информационное сопровождение социальных проектов и, в конечном счете, на решение социальных проблем;

проводить исследования, связанные с отношением представителей всех заинтересованных социальных групп и социальных институтов к возможностям и качеству осуществляющегося информационного сопровождения социальных проектов, и привлекать к участию в этих исследованиях аспирантов и студентов;

вырабатывать рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в социальной сфере и доводить их до сведения профессионального сообщества;

включать в учебный процесс материалы обсуждений и исследований как основу лекционных и практических занятий;

активизировать интерес студентов и магистрантов к подготовке выпускных квалификационных работ и диссертаций на темы, соответствующие направлениям деятельности научной школы. 

4. В связи с тем, что научные школы – это не только и не столько административные образования в вузах, сколько неформальные коллективы, к участию в работе научной школы приглашаются все ученые, аспиранты, студенты, которые занимаются или планируют заниматься проблематикой, являющейся базовой для научной школы. Именно в плане консолидации труда ученых научная школа представляет особый интерес. Применительно к научной школе «Коммуникационный дискурс социального проектирования» потенциальными ее членами можно считать всех участников международных научно-практических конференций «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе», которые либо профессионально реализуются в данной проблематике, либо проявили интерес к ней. Дальнейшее участие в работе научной школы может происходить в рамках различных направлений деятельности, которые планируется реализовать в Научно-образовательном исследовательском центре (НОИЦ) при кафедре общественных коммуникаций и рекламы.

1 Определение научной школы: «Исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников». (Левин А. С., начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации. Соображения к концепции развития программы.

URL:  http://www.ispl.ru/Nauchnye_shkoly_Vzglyad_gosudarstva_i_vyza.html)

2 См.: Криворученко В.К. Научные школы — важнейший элемент науки.

URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/school/