Суббота, 27.04.2024, 01:56
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

С 16 по 19 апреля 2012 г. Кафедра общественных коммуникаций и рекламы праздновала свое 10-летие. Юбилейные торжества были разнообразны – от академической научной конференции до КВН и праздничного торта для всех.

16 и 17 апреля при поддержке Российской Ассоциации по связям с общественностью была проведена III Международная научно-практическая конференция «ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ». На конференции прозвучали приветственные слова секретаря ФНПР, главного редактора центральной профсоюзной газеты «Солидарность» А.В. Шершукова, ректора Академии Е.М. Кожокина, исполнительного директора РАСО Ю.Н. Земской, директора Московского Дома Чешира генерал-майора Ю.И. Наумана, студентов, выпускников, аспирантов кафедры, а также зарубежных гостей: исполнительного директора Европейского Совета по бизнес-образованию (Швейцария) Брайена Р. Холдена и профессора государственного университета г. Пловдива (Болгария) Румяны Михневой.

В адрес кафедры прислали поздравления декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Никонов, декан исторического факультета Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Р.Г. Пихоя, директор гуманитарного института ВлГУ В.А. Немонтов, директор Службы международных и общественных связей ИТАР-ТАСС, директор института Евразия Э. Геддес (Германия), руководитель Берлинского инновационного Центра Д. Дорш и многие другие.

Поздравили кафедру директор Башкирского института социальных технологий Т.А. Нигматуллина и делегация Владимирского государственного университета, прибывшая на конференцию представительным составом: два преподавателя и 11 студентов разных курсов. Провели мастер-класс и привезли Гжельский сувенир в качестве подарков Кафедре-юбиляру директор музея декоративно-прикладного искусства Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ) С.Н. Соловьева и преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма ГГХПИ О.М. Цеханович.

Работа конференции строилась в рамках двух секций.

Секцию «Проблемы стратегического планирования» вел М.П. Бочаров, профессор кафедры общественных коммуникаций и рекламы АТиСО, заведующий кафедрой связей с общественностью Международной академии бизнеса и управления, заместитель генерального директора PR-агентства «Международный пресс-клуб». Он выступил с программным докладом «К вопросу о создании в обществе и PR-сообществе групп стратегического планирования («фабрик мысли»)». По его мнению, появление «фабрик мысли» в мире обусловлено, прежде всего, наличием вакуума в исследовании и движении публичной политики и общественной жизни. Опыт западных «фабрик мысли» показал, что они стали тем местом, где творческие замыслы развиваются без оглядки на специальные интересы, где они воплощаются в реальные проекты, продвигаются в социально-политическую практику общества. В России институализированное экспертное сообщество ограничено представлено в Общественной палате. Докладчик предложил создание инфраструктурно Национальной Сети Экспертов России, которое выстраивается как общественный процесс поддержки (в широком смысле) деятельности органов власти РФ со стороны «мозговой элиты» общества. На базе АТиСО предложено сформировать сеть экспертов по социальным вопросам, которая могла бы, как и Глобальный экономический форум, представлять ежегодно властям прогноз рисков для оперативного ответа на вызовы российскому социальному государству.

В выступлении И.C. Грикуровой, руководителя программ корпоративной ответственности Microsoft в России «Стратегические коммуникации: продвижение программ корпоративной ответственности», был подведен своеобразный итог 20-летнего участия Microsoft в наиболее важных социально-экономических и общественных программах России. Это - не альтруизм, а часть бизнеса мирового бренда, на базе платформы которого работает 9,5 тысяч компаний в России. К проектам корпоративного гражданства Microsoft относится поддержка фонда «Сколково», IT-Академия, Академия учителей, студенческих инициатив «Твой курс» и Imagine Cup, российских фондов дикой природы и «Подари жизнь!».

В.В. Евликова, руководитель группы по работе со СМИ ЗАО «Компания развития общественных связей», представила выступление по теме: «Проблемы оценки эффективности информационного сопровождения социальных проектов, реализуемых по государственному заказу», где на практических примерах показала общую некомпетентность ряда государственных заказчиков и исполнителей при реализации ФЗ №94 по госзакупкам, особенно в части оценки эффективности воздействия на целевые аудитории с использованием социологических и экономических инструментов.

Президент консалтинговой группы «Старая Площадь» С.В. Колосова говорила о повышающейся роли экспертного психологического сообщества в стратегическом планировании социальных программ. Она отмечала большое значение социальных федеральных целевых программ и ответственность профессиональных экспертов за их продвижение в обществе. Подчеркивалась нехватка социальной рекламы, новых лиц экспертного сообщества на телевидении.

Доцент кафедры связей с общественностью МГИМО(У) МИД России, генеральный директор коммуникационного агентства «L.S. Consulting» Л.С. Сальникова обратила внимание собравшихся на роль и место социального программирования в стратегическом планировании. Стоит вопрос, как «замотивировать» человека на социальные программы, как в условиях новой виртуальной реальности, куда погружаются многие молодые, привлечь внимание к злободневным вопросам общественной жизни. Протестные акции зимы 2011 года не разрешили дихотомии «выиграл - проиграл» в сторону «выиграл – выиграл». Нужно серьезное реформирование государства в сторону расширение участия населения в его делах.

Выступление профессора кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов Г.Н. Трофимовой «Информационное сопровождение как производство смыслов» вызвало неподдельный интерес у присутствующих. Были проанализированы новые смыслы политической эвфемии власти и оппозиции как прагмалингвистической категории в дискурсивной практике непрямого речевого убеждения.

О стратегическом сопровождении социальных проектов в дискурсе инноваций говорила М.Г. Шилина, научный сотрудник факультета журналистки МГУ имени М.В. Ломоносова и ГУ ВШЭ. Важную роль в жизни людей играют форсайты экспертного сообщества, систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага. Без них в мире не было бы 200 модернизаций. В России эти инструменты формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества недооценены. Поэтому важно поддержать идею создания Национальной Сети Экспертов России и ее социального подразделения на базе Академии.

Секцию «Опыт и достижения в социальном проектировании» модерировала О.Ю. Рыбка, заведующая кафедрой общественных коммуникаций и рекламы АТиСО. С программным докладом «Социальная повестка дня: технологии формирования» выступил профессор кафедры интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», заведующий лабораторией бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ И.М. Дзялошинский. Он подчеркнул, что социальное проектирование в современном обществе представляет собой предмет взаимодействия власти, бизнеса, гражданского общества при непременном участии средств массовой информации. Более того, на процесс социального проектирования и его результаты влияют факторы глобального масштаба. Таким образом, процессы формирования публичной «повестки дня», имеют, как правило, сложный, многофакторный характер. Специфика определения приоритетов, конструирования социальных проблем в России заключается в том, что решающее значение имеет соответствие конструкций проблем интересам властвующей элиты. Если появление какой-либо проблемы в «повестке дня» идет вразрез с интересами правящих групп, то данная проблема, как правило, блокируется на краю публичного дискурса.

В дальнейшем обсуждении проблемы участвовали теоретики и практики. Э.Ф. Алиева, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования (ФИРО) и О.Р. Радионова, руководитель сектора Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО раскрыли научно-методические и практические аспекты работы с педагогической технологией воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения на примере внедрения в учебную практику сборника рассказов «Истории Карапушек - как жить в мире с собой и другими?».

Заведующая кафедрой рекламы Московского государственного университета культуры О.А. Бударина поделилась с участниками конференции опытом организации и проведения студенческих фестивалей «Меди Класс» (всего их прошло уже одиннадцать). Цель фестиваля - подготовка конкурентноспособных специалистов в сфере коммуникаций, а главная ценность фестиваля состоит в том, что его организация – это яркий пример проектной деятельности, в которую включаются студенты и овладение которой будет так необходимо ему в профессиональной жизни.

Профессор кафедры общественных коммуникаций и рекламы АТиСО М.И. Дзялошинская предложила свое видение процесса коммуникационного программирования социальных проектов и сформулировала «10 шагов», точное следование которым позволит добиться наилучшего результата в информационном сопровождении социальных проектов.

Особый интерес вызвало у участников конференции выступление И.Ф. Есиповой, советника Министра энергетики РФ, пресс-секретаря Минэнерго России, которая осветила социальный аспект в PR-деятельности энергокомпаний. Она обратила внимание на тот факт, что после проведения реформы электроэнергетики, передачи большей части активов генерирующих компаний в частные руки возникла проблема, имеющая потенциальную угрозу социальной стабильности: постоянное увеличение тарифов на электроэнергию для оптовых покупателей и для населения. В этих условиях любая PR-активность энергетических компаний выглядит часто как антикризисная, а социальный аспект становится приоритетным. Он проявляется прежде всего в постоянном информировании населения, разъяснении возникающих сложностей в работе ТЭК, а также в реализации социальных, имиджевых и благотворительных проектов.

Н.Л. Клименко, доцент факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, обосновала необходимость совершенствования информационно-аналитической базы для принятия адекватных управленческих решений в сфере демографической политики. Создание отвечающей всем современным требованиям базы, позволяющей давать точные, полные и объективные оценки и прогнозы, возможно только на основе развернутой сети демографического мониторинга.

Г.В. Логвиненко, директор Центра социально-экологического проектирования (Москва), руководитель Кафедры международного центра внедрения программ ЮНЕСКО (Львов), выступила с сообщением «Социальное проектирование в социальном управлении», в котором показала, каким образом теоретические положения социологии управления как отрасли социологии, изучающей закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, используются в таких научно-практических сферах, как социальное развитие, социальное управление и социальное проектирование.

Высокой практической значимостью было насыщено выступление Г.Г. Николайшвили, директора АНО «Лаборатория социальной рекламы», доцента кафедры интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики». Она подробно рассмотрела непростую и с этической, и с технологической точек зрения проблему взаимодействия политической и социальной рекламы и сделала вывод, что ценность социальной рекламы в России сегодня повышается и подтверждением стало то, что в период предвыборной кампании 2011 года социальный контент стал особо востребован.

Ю.Ю. Павловская, директор Информационно-ресурсного центра по вопросам трудовой миграции Бюро МОМ в Москве осветила тему «Информационная работа с мигрантами из Центральной Азии, приезжающими на работу в Россию на примере деятельности Информационно-ресурсного центра Бюро МОМ Москвы».

Аспирант АТиСО П.Я. Фельдман изложил свое понимание инструментов и технологий социального лоббизма, применяемых в современной России, и сделал вывод, что при всей важности и перспективности этого механизма на данный момент применительно к отечественной практике справедливо говорить лишь о зарождении и становлении института цивилизованного социального лоббизма.  

И.И. Филин, PR-директор ООО «Агентство 1» и А.Н. Семенов руководитель департамента коммуникаций в социальных медиа ООО «Агентство 1» рассказали о том, что такое гражданский Интернет-PR в рамках социального проекта и в чем его отличие от «профессиональных» кампаний.

Как и на предыдущих конференциях, большим успехом пользовались информативные и эмоциональные выступления зарубежных гостей. Руководитель кафедры международного центра внедрения программ ЮНЕСКО Р. Михнева (Болгария) рассказала о Стратегии «Европа-2020». Исполнительный директор Европейского Совета по бизнес образованию Б. Холден (Швейцария) изложил стратегические подходы к бизнес-образованию.

Свои тезисы на конференцию прислали и заочные участники: Н.А. Мельникова, заведующая кафедрой массовой информации и коммуникации Омского государственного педагогического университета (тема: «Специфика выбора каналов коммуникации при реализации социального проекта») и А.Н. Пименова, старший преподаватель кафедры информатики Московского государственного областного социально-гуманитарного института - г. Коломна (тема: «Информационно-коммуникационная образовательная среда как инновационная технология подготовки специалистов»).

Подводя итог прошедшей конференции, можно отметить, что у международных форумов, инициированных кафедрой общественных коммуникаций АТиСО, на которых обсуждаются проблемы информационного сопровождения социальных проектов в современном обществе, есть достаточно убедительная история и научно значимые перспективы.

Говоря о стратегическом планировании социальных проектов, участники конференции согласились с необходимостью создания групп стратегического планирования («фабрик мысли»). Одной из таких групп может стать Национальная сеть экспертов России, существование которой возможно при хорошо отлаженном функционировании социально-технологической и информационно-технологической частей и, безусловно, всемерной поддержке со стороны общества и государства.

В настоящее время повышается роль социальных федеральных целевых программ и ответственность профессиональных экспертов за их продвижение в обществе, так как успех этих программ во многом зависит от общественной поддержки. А привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни и вариантам их решения – основная задача информационно-коммуникационного сопровождения. Следовательно, и продвижение деятельности «фабрик мысли» должно осуществляться на всех этапах: и на этапе обсуждения идеи в обществе и профессиональном сообществе, и в процессе их создания, и – безусловно и обязательно – во время функционирования.

Что касается практики информационного сопровождения, то участники конференции отметили, что в настоящее время проектная деятельность в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на привлечение внимания к социально незащищенным группам населения и к наиболее острым проблемам, с которыми столкнулось или в ближайшее время столкнется общество. А современная российская медиареальность характеризуется тем, что СМИ навязывают обществу темы для обсуждения и сами определяют степень значимости каждой из них. Однако общество, имеющее в настоящее время возможность использовать для поиска информации современные технологии, само выбирает из всего набора предлагаемых тем одну-две, которые и становятся главными. Поэтому для организации качественного информационного сопровождения социальных проектов необходимо использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя коммуникационные инструменты, но и способы продвижения идей, основанные на современных технологиях, в частности так называемые «новые медиа», особенно когда речь идет о привлечении внимания молодежи.

18 апреля в рамках Студенческого Форума были проведены конкурсы: творческих проектов «Фирменный стиль кафедры общественных коммуникаций и рекламы»; учебных проектов и выпускных квалификационных работ, а также конкурс-лотерея на знание PR-проблематики «Корифей». Все победители студенческих конкурсов получили дипломы и подарки.

На протяжении всех юбилейных дней специалисты в области общественных коммуникаций проводили мастер-классы: «Социальная ответственность и социальная отчетность организации» (ведущий – М.П. Бочаров); «Туризм, социализация наследия и устойчивое развитие: теория и практика» (ведущая – Р. Михнева); «Информационные атаки: диагностика и защита» (ведущий – И.М. Дзялошинский); «Оптоган: миссия Е27» (ведущая – А.Э. Шатилова, директор проектов PRP GROUP); «"Девушка с веслом" - новый символ возрождения гребного спорта» (ведущая - Е.А. Беляева,  руководитель проектов ООО «Коммуникационная группа "Практика"»; «Информационно-образовательная программа повышения пенсионной грамотности среди молодежи "Будущая пенсия зависит от тебя"» (ведущая – М.Г. Нагога, начальник департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ Пенсионного фонда РФ.

Большой интерес вызвал мастер-класс «ГЖЕЛЬ: декоративно-прикладное искусство как основа создания наукограда» (ведущие: С.Н. Соловьева и О.М. Цеханович). Этот мастер-класс сопровождался практикумом «Техника росписи гжельских мастеров», в ходе которого художница наглядно показывала, как создается знаменитая гжельская роспись.

19 апреля состоялся студенческий КВН «Связи с общественностью: вчера, сегодня, завтра» между командами АТИСО и Академии ФСБ. Вела КВН О.Ю. Рыбка. Обе команды были по достоинству оценены жюри преподавателей АТиСО и Академии ФСБ под председательством профессора Пловдивского государственного университета (Болгария) Румяны Михневой. Победила, разумеется, дружба.

Завершился праздник фуршетом, центром которого стал юбилейный торт, и дискотекой, сдружившей студентов двух вузов.

К празднованию первого юбилея сотрудники Кафедры подготовили фотовыставку «Нам – 10 лет» и выпустили специальный номер «Нашей газеты» АТиСО с поздравлениями, пожеланиями и размышлениями в прозе и стихах.