Понедельник, 11.12.2017, 08:41
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Лекции 3-4. Экология медиапространства

17 марта 2015 года профессор факультета медиакоммуникаций, заведующий лабораторий бизнес-коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», доктор филологических наук И.М.Дзялошинский провел очередную открытую лекцию на тему «Экология медиапространства». Прежде всего, он осветил некоторые важные аспекты становления и развития информационного общества, которое задает все важнейшие векторы изменений, происходящих в современном мире. Лектор проанализировал существующие подходы к осмыслению этого понятия, рассмотрел основные отличительные черты информационного общества, а также западную и восточную модели его развития.

Далее И.М. Дзялошинский подробно остановился на особенностях и противоречиях становления глобального информационного общества, которые в обобщенном виде можно представить в виде следующей таблицы:

Затем лектор констатировал, что эволюция медиапространства может повлечь ряд существенных угроз для всех, кто так или иначе имеет отношение к производству, регулированию или потреблению информационных и коммуникационных ресурсов. Данный тезис стал базовым для всего дальнейшего разговора, в ходе которого И.М.Дзялошинский предложил слушателям поразмышлять над тем, что представляют собой упомянутые угрозы и каковы их масштабы.

В первую группу угроз, которые он обозначил как социальные, входят:

  • информационный потоп;
  • ограничение доступа к информации;
  • медиакратия;
  • информационное неравенство;
  • социальный инжиниринг;
  • разрушение традиционной культуры;
  • киберпреступность.

Вторая группа объединяет социально-психологические угрозы. В первую очередь, таковыми являются манипулятивные воздействия СМИ, подталкивающие людей к девиантному поведению, которые лектор назвал «10 смертных грехов журналистики». Их иерархический перечень приведен ниже:

Второй угрозой развитию цивилизации, входящей в данную группу, был назван психологический разрыв поколений. Психологическая кластеризация информационного общества фиксируется в следующих понятиях: «Цифровые с рождения» - до 12 лет; «Цифровые аборигены» - 13 лет - 24 года; «Цифровые иммигранты» - 25 лет - 34 года; «Бэби-бумеры» - 35 лет - 54 года; «Компьютерно неграмотные» - 55 лет и старше.

Третья группа угроз названа И.М.Дзялошинским психо-физиологическими, опасность которых заключается во вредных воздействиях, влияющих на психическое здоровье и развитие личности. В эту группу входят такие угрозы, как: медиазависимость и компьютерная зависимость (эскейпизм, электронное бродяжничество, сетевой азарт, зависимость от кибер-отношений и кибер-секса). Последствиями этих зависимостей могут стать: убийства и самоубийства; побеги подростков из дома, эмоциональные расстройства; утрата способности к реальному общению и адекватной реакции на эмоциональные посылы; депрессии и стрессы, вызванные потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений и др.

 

В заключение лекции И.М.Дзялошинский пояснил, что психологическую безопасность личности можно понимать как определенную защищенность сознания от информационных воздействий, способных против ее воли и желания изменять психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути. И насколько каждый человек может чувствовать себя защищенным, зависит от знания им методов защиты и способности их применять в реальной жизни. Об этом речь пойдет на следующей лекции.


24 марта 2015 года профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, заведующий лабораторий бизнес-коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», доктор филологических наук И.М.Дзялошинский завершил свои размышления по теме «Экология медиапространства», обозначив семь подходов к решению проблем, возникающих в ходе взаимодействия людей с медиапространством: политические, технократические, этические подходы, медиаобразование, медиаэкология, экология медиапространства и индивидуальные способы защиты.

1. Рассматривая политические подходы, лектор, прежде всего, обозначил векторы развития российской государственной информационной политики, ее стратегические цели и основные направления. Особое внимание он уделил принятой в 2010 году Федеральной целевой программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Для достижения поставленной цели в Программе сформулированы следующие задачи:

  • обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • развитие технической и технологической основы становления информационного общества;
  • предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе

Далее И.М.Дзялошинский остановился на индикаторах интеграции страны в информационное общество, проблемах становления информационного общества в России, а также предпосылках и возможностях динамичного развития информационного общества в нашей стране.

2. Технократические подходы включают в свой состав различные способы защиты информационных объектов и систем от несанкционированного доступа. В первую очередь, речь идет о законодательных основах защиты информации: Международном стандарте безопасности информационных систем; Доктрине информационной безопасности РФ; федеральных законах «О банках и банковской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и др. Кроме того, в каждой организации, владеющей значимыми для своей деятельности информационными объектами и системами, должна быть сформирована политика безопасности, учитывающая существующие угрозы и возможные риски. Лектор подробно рассказал обо всех основных методах реализации политика безопасности информационных объектов и систем:

  • юридическое обеспечение - совокупность мер обеспечения безопасности информационных технологий в соответствии с правовой основой;
  • организационно-административное обеспечение - набор правил, нормативных документов, принятых руководством компании;
  • программно-техническое обеспечение - набор средств, которые реализуют функции защиты информационных ресурсов.

3. Журналистская и сетевая этика предполагает, что как журналисты-профессионалы, так и сетевые авторы-любители в своей деятельности должны придерживаться определенных принципов. Принципы журналистской этики основываются на объективных законах взаимодействия профессиональной журналистской общности и каждого ее члена с обществом в целом. Они содержат в себе базисные (основные, универсальные) правила использования этих законов в моральном поведении журналиста, опосредующем выполнение его профессиональных задач. Принципы четко определяют границы допустимого и недопустимого, диктуют те этические нормы, которыми журналист должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности. В силу этого принципы оказываются средством защиты журналистики, общества, каждого индивида, потребляющего журналистский продукт, от большого количества медиаугроз.

 

Все эти принципы – в различных формулировках и наборах – представлены в международных и национальных этических кодексах. В частности в нашей стране существует Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года. Однако лектор констатировал, что имеющиеся данные позволяют утверждать, что этические принципы далеко не всегда соблюдаются журналистами и по причине их незнания, и по причине отсутствия жестких санкций за их несоблюдение. Именно поэтому российские медиапрофессионалы так часто совершают те самые смертные грехи, о которых речь шла на предыдущей лекции. Что касается этики работы в Интернете, то представители сетевых сообществ тоже обеспокоены низким моральным уровнем поведения в виртуальном пространстве. В связи с этим блогеры-христиане сформулировали новые Десять заповедей, призванные уберечь их от онлайн-искушений; существуют Этический кодекс американских блогеров, этические принципы гражданина-репортера, разработанные создателем южнокорейского открытого сайта OhmyNews, и др.

4. Говоря о медиаобразовании, И.М.Дзялошинский подчеркнул, что в настоящее время самым используемым является так называемый «текстовый подход», который базируется на убежденности, что аудитория имеет дело с текстами, и именно текст, содержащий в себе некую информацию, является «носителем добра или зла». Поэтому в рамках различных программ по медиаобразованию учат умению обращаться с текстом, понимать его, защищаться от него или создавать его. Исходя из этого, цель медиаобразования обозначена как приспособление человека к медиа путем повышения его медиаинформационной активности в направлениях поиска, получения, потребления, передачи, производства и распространения информации. Развитию медиаинформационной активности способствует медиаинформационная грамотность и освоение медиаинформационной культуры. В рамках «текстового подхода» к медиаобразованию – как российскому, так и зарубежному – исторически сложились две модели: дидактическая (педагогическая) и гражданская (журналистская), на рассмотрении характеристик, преимуществ и недостатков которых, а также условия эффективности их использования подробно остановился лектор.

Однако, подчеркнул И.М. Дзялошинский, современные условия, в которых происходит информационно-коммуникационное существование людей, требует осмысления нового подхода к медиаобразованию, который он назвал «пространственным». В основе этого подхода лежит идея рассмотрения медиа как пространства, обладающего свойствами саморазвивающейся системы, отражающей те же атрибуты, что имеются у природы и социума (подробно о характеристиках медиапространства речь шла на лекции 10 марта). Исходя из этого, для решения проблем, возникающих между человеком и медиапространством, нужно изменить человека, систему его представлений. Например, необходимо повышение социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство. Такая постановка вопроса предполагает смену парадигмы медиаобразования:

Два обозначенных выше подхода к медиаобразованию согласуются с существующими в настоящее время научными комплексами: медиаэкология и экология медиапространства.

5. С помощью понятия «медиаэкология» обозначается междисциплинарная область знаний на стыке социальной экологии и медийных наук, изучающая проблемы взаимодействия человека и информационной среды обитания, которую формируют медиа. Главным предметом медиаэкологии является воздействие (чаще всего описываемое как вредное) медиасреды на человека. В центре внимания медиаэкологов - влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе.

6. Что касается экологии медиапространства, то ее можно определить как науку о взаимоотношениях между медиапространством, понимаемым как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, и людьми, использующими медиапространство для реализации своих целей. Экология медиапространства ставит своей целью исследование воздействия человека на ту часть коммуникационного универсума, которая обозначается понятием «медиапространство». Главная задача данной научной дисциплины - разработка принципов рационального взаимодействия людей с медиапространством. Программа действий по преобразованию отношений между человечеством и медиапространством может включать несколько направлений: проведение исследований; разработка инфоэкологической политики; создание новых социальных движений с целью продвижение идей экологии медиапространства; формирование инфоэкологического сознания. Лектор отметил, что ростки такого сознания уже появляются в среде «сетевых активистов», которые полагают, что «если мы научимся самостоятельно снижать уровень шума, Сеть тоже научится делать это, чтобы заслужить наше расположение. Сегодня же, если мы хотим экологично взаимодействовать с Сетью, нам придётся написать свой личный Диджитал-Эко-Кодекс». В развитие этой идеи они разработали принципы диджитал-экологии.

7. И.М.Дзялошинский подчеркнул, что нередко возникают ситуации, когда человеку приходится самому выбирать индивидуальные способы защиты от патогенного воздействия медиа. И здесь, безусловно, может помочь обращение к существующим правовым актам, в частности, к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако чаще всего люди используют психологические методы защиты, к которым можно отнести следующие:

  1. отрицание, игнорирование потенциально тревожной информации, уклонение от нее;
  2. блокирование неприятной информации либо при ее поступлении в память из воспринимающей системы, либо при выводе из памяти при воспоминании;
  3. отфильтровывание и вытеснение (отчуждение) компонентов информации, касающихся отрицательной эмоциональной оценки собственных неблаговидных действий или качеств;
  4. замещение - это защита, которая направлена на поиск виновного среди тех, кто доступен, безответен и пр.;
  5. изгнание - вытеснение, удаление, источника нежелательного воздействия;
  6. замирание, затаивание;
  7. атрибуция информационного источника как низкорейтингового, враждебного, аморального, неправомерная коррекция информационного сообщения либо обрамление его снижающими его ценность сообщениями и комментариями;
  8. развитие информационной культуры, заключающейся в том, чтобы не воспринимать получаемую информацию как истину в последней инстанции.