Четверг, 25.04.2024, 08:31
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Лекции 1-2. Управление коммуникационными процессами

3 марта 2015 г. состоялась первая открытая лекция на тему «Управление коммуникационными процессами». Провел лекцию профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, заведующий лабораторий бизнес-коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», доктор филологических наук И.М.Дзялошинский.

Лекция была разбита на пять частей. Первая – «Коммуникация как научная проблема» - была посвящена рассмотрению характеристик комплекса наук о коммуникации. Лектором были предложены различные подходы к пониманию предмета прикладной коммуникативистики: коммуникация как передача информации, как способ объединения людей и как деятельность, а также традиционные модели коммуникации и авторские: циркулярная и спиральная.

Во второй части – «Коммуникационные институты: новые подходы» - И.М.Дзялошинский предложил рассматривать коммуникационные институты в системе институциональных матриц, своеобразного генотипа общества, складывающегося в момент образования государств и на протяжении их развития сохраняющего свою природу. Множество различных коммуникационных матриц предлагается свести в три основные группы: вертикальные, горизонтальные и гибридные матрицы. В продолжение этой мысли лектор ввел понятие «коммуникационный универсум», в структуре которого можно выделить три взаимосвязанные информационно-коммуникационные системы: общественные (массовые), публичные (специализированные) и приватные (межличностные) коммуникации.

Далее И.М.Дзялошинский подробно остановился на рассмотрении феномена массовой коммуникации: определил подходы к изучению массовой коммуникации, наглядно показал разницу между понятием «средства массовой информации (СМИ)» и «медиа (масс-медиа)», обозначил особенности современных интегрированных коммуникаций.

Следующий сюжет был посвящен разным подходам, используемым при формулировании целей, стратегий и технологий коммуникации. Была показана взаимосвязь типов целей, информационно-коммуникационных стратегий и применяемых технологий.

Завершилась лекция анализом особенностях современной коммуникационной ситуации. И.М.Дзялошинский  продемонстрировал структурные и  коммуникационные изменения, которые происходят в сфере коммуникации; обратил внимание на практики инсценирования, предполагающие определенную драматизацию событий для привлечения внимания аудитории, что требует профессионального подхода к организации такой драматургии. Далее лектор остановился на культурных последствиях происходящих изменений, способах решения возникающих глобальных проблем и особое внимание уделил перспективам дальнейшего вовлечения человека в современные коммуникационные процессы.


10 марта 2015 года состоялась вторая открытая лекция, на которой профессор факультета медиакоммуникаций, заведующий лабораторий бизнес-коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», доктор филологических наук И.М.Дзялошинский продолжил размышления на тему «Управление коммуникационными процессами».

Прежде всего, лектор остановился на экономических и политических причинах, по которым различные социальные субъекты проявляют интерес к управлению коммуникациями. Далее он охарактеризовал субъектов управления (регулирования): власть, бизнес, общественные организации, церковь, журналистские организации, редакционные коллективы, отдельные личности, а также предъявил основные методы, которыми пользуются все названные субъекты управления.

В качестве объектов управления И.М.Дзялошинский назвал медиапространство и собственно коммуникационные процессы.

Говоря о медиапространстве, он подробно рассмотрел авторскую гипотезу, базирующуюся на концепции универсума, которая связана с представлением о мире самоорганизующихся систем, включая самоорганизующегося человека, что позволяет уловить связь между сферой природы, сферой познания и сферой жизни человека. В качестве исходной модели, иллюстрирующей данный подход, он предложил следующую схему:

Исходя из заявленной гипотезы, лектор определил медиапространство как часть коммуникационного универсума. Медиапространство обладает условными границами, создаваемыми участниками медиапроцессов, отношения между которыми и определяют метрику медиапространства. Будучи частью коммуникационного универсума, медиапространство также представляет собой объективно существующую самоорганизующуюся систему. Взаимодействие элементов и субъектов медиапространства приведено ниже.

Далее И.М.Дзялошинский подробно охарактеризовал правовые (законодательные), экономические, структурные (рыночные) и этические методы регулирования. Особое внимание он уделил управлению интегрированными коммуникациями и основным объектам управления в системе интегрированных коммуникаций: формату, каналам коммуникации и контенту.

Что касается анализа методов управления собственно коммуникационными процессами, то здесь, по мнению лектора, надо исходить из четырех информационно-коммуникационных стратегий: информационного партнерства, информационного сопровождения, информационного обольщения, информационного давления и пропаганды. В рамках каждой из названных стратегий существуют оптимальные для их реализации комплексы технологий и приемов управления, подробным описанием которых и завершил свою лекцию И.М.Дзялошинский.