Вторник, 26.09.2017, 04:45
Главная Регистрация RSS
Приветствуем Вас, Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Л.И.Суркова,

профессор кафедры общественных коммуникаций и рекламы АТиСО

 

Гендерные аспекты коммуникативного поведения

Коммуникативное поведение понимается как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. В силу этого, гендерное коммуникативное поведение – это поведение в процессе общения, регулируемое гендерными стереотипами, коммуникативными нормами и традициями, соответствующими социальной гендерной роли.

Под гендером понимается специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин, их поведение между собой. Гендер, как система социальных отношений отражает внутреннее противоречивое и одновременно гармоничное соотношение мужского и женского начал.

В структуре любого общества мужчинам и женщинам отводятся принципиально разные статусы и роли. Причины, приводящие к проблемам в общении между мужчинами и женщинами, обусловлены объективными различиями между ними, которые сформировались в ходе эволюции человека и отражаются в их поведении и общении. В то время, как мужчины, например, используют общение для решения проблем, для  женщин – это еще и средство снизить напряженность, установить эмоциональные связи для улучшения взаимоотношений, открыть что-то новое.

Одним из необходимых факторов установления и поддержания эффективных контактов с представителями противоположного пола является формирование коммуникативной компетенции, предполагающей владение коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, ориентацию в коммуникативных средствах и пр. 

Коммуникативная компетентность выступает системным качеством, соединяющим в себе общую культуру и ее специфические гендерные проявления в процессе общения и складывается из способности психологически программировать и управлять процессом общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации.

Когнитивной основой понимания гендерных аспектов в процессе формирования коммуникативной компетентности, являются модели, определяющие набор культурно обусловленных манифестаций мужественности и женственности.

В данной работе описание отдельных элементов гендерного коммуникативного поведения осуществляется на основе параметрической модели, предполагающей данное описание на основе некоторой совокупности факторов и параметров, таких, как: установление и поддержание коммуникативного контакта,   характер выхода из коммуникации  и др.  [2].

 Источниками для иллюстрации гендерных особенностей коммуникативного поведения явились исследования Гетте Е. Ю. «Речевое поведение в гендерном аспекте: проблемы теории и методики описания» [2], Беляяевой А.Ю.  «Особенности речевого поведения мужчин и женщин» [1], Стернин И.А. «Введение в речевое воздействие» [4 ] и др.

1. Установление контакта

 

Установление контакта

Женщины

Мужчины

1

Необходимость приветствия

Женщины при установлении контакта используют речевые формулы приветствия, объективированные в доброжелательной манере. Исключения составляют коммуникативные ситуации, в которых быстрая смена собеседников требует мобильности переключения с одного регистра общения на другой, а женщина испытывает эмоциональное возбуждение. В функции замещения приветствия женщины могут использовать формулы этикета: извинение, вежливый вопрос [2].

В ряде коммуникативных ситуаций мужчина игнорирует вербальное приветствие как форму ритуального общения, не содержащую новой информации. …Речевые формулы установления коммуникативного контакта, замещающие приветствие, выполняют в речи мужчин функцию экономии речевых усилий, демонстрации доминирования и понижения статуса собеседника. Вместо вербального приветствия мужчина использует в общении с мужчинами а) невербальные сигналы, б) молчание, в) сообщение о факте, г) вопрос по сути дела, д) реплику или вопрос, задающий тему будущего обсуждения, е) издевку над собеседником; в общении с женщинами – ж) извинение и другие этикетные формулы[2].

2

Возможность планирования общения

Женщины планируют не только проблемную беседу, но и часто высказывают намерение поговорить о своих чувствах и мыслях [2].           

Планируя общение, мужчина руководствуется принципом экономии времени и соответствия условий времени, места разговора предмету обсуждения. Предупреждая о разговоре, мужчина придает ему особую значимость, предоставляет собеседнику право подготовки к разговору [2].          

2. Поддержание коммуникативного контакта

 

 

Женщины

Мужчины

1

Мастерство поддержания контакта в деловом общении

В деловом общении женщины контролируют проявление эмоций, объем высказываемой информации, декодируют  пресуппозицию собеседника и демонстрируют следующие коммуникативные приемы: зеркальное отображение темпа и ритма речи; выбор точных слов [2].

Мужчины используют укрупнение собеседника посредством комплиментов на фоне самокритики; признание компетентности собеседника; представление выгод совместной деятельности; выражение эмпатии; манипулятивный тон; обещание вознаграждения; конкретизацию высказанной информации; сообщение своих конкретных целей совместной деятельности; ссылку на авторитеты; соблюдение норм делового этикета; прием позитивных оценок слов и действий собеседника  [2].

2

Толерантность к молчанию

 

Женщина чувствует коммуникативное неудобство в ситуации молчания, всегда стремится заполнить паузы в общении с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми и поддержать коммуникативный контакт. Женщины …реагируют на молчание обидой, активно рефлексируют, стараются не всегда верно интерпретировать невысказанные мысли собеседника, ассоциируют молчание мужчины с невниманием, негативным отношением к себе  [2].           

Мужчина толерантен к молчанию и в однородной группе общения не испытывает коммуникативного неудобства. Мужчины молчат а) в дороге, б) за обеденным столом; в) выполняют совместные действия без вербальной координации, не испытывая потребности поддержать коммуникативный контакт [2].          

3. Характер выхода из коммуникации

 

 

Женщины

Мужчины

1

Возможность внезапного прерывания контакта

 

Женщины используют прерывание контакта как способ выхода из коммуникации в общении с мужем, другом, детьми, родителями, клиентами (малознакомыми людьми).  Прерывания в речи женщин выполняют функции: а) демонстрации максимально негативного отношения к собеседнику; б) пресечения спора; в) пресечения некомпетентного совета; г) коррекции коммуникативного поведения собеседника  [2].

Мужчины менее толерантны к собеседнику и гораздо чаще, чем женщины, прерывают коммуникацию. Мужчины прерывают подчиненных, коллег, особенно часто конкурентов, недругов, общение группы людей (всем молчать), жен, подруг, детей. 

Функции прерывания коммуникативного контакта в речи мужчин многочисленны:

1. Отказ от выслушивания информации, понижающей статус мужчины:

а) критики, б) непрошенного совета, в) негативной информации о себе.

2. Прерывание-игнорирование собеседника, или прерывание, понижающее статус собеседника: отказ от выслушивания:

а)объяснений, б)опровержений, в)антиаргументов.

Прерывая собеседника, мужчина присваивает себе право последнего слова в споре.

3. Отказ от выслушивания «лишней» информации: а)ложной, б)повторяющейся, в)некорректной, г)низкоинтеллектуальной, д)высокоэмоциональной, е)конфиденциальной, ж)находящейся вне пределов компетенции мужчины, з)неперспективного общения.

4. Привлечения внимания с целью а)наведения порядка, б)пресечения спора третьих лиц (роль судьи) [2].      

 

2

Возможность перебивания собеседника

 

В репликах женщин наиболее частотны перебивания в функции а) присвоения права высказать свою точку зрения; б) облегчения коммуникативных усилий собеседника; менее частотны функции: в) перебивания с целью высказать только что пришедшую в голову идею , г) пресечения спора; д) парирования аргументов оппонента [2].   Тактика сотрудничества в речи женщин проявляется в их терпимом отношении к перебиваниям речи и в стремлении не перебивать собеседника  [1].        

Мужчины чаще, чем женщины, перебивают собеседника. Для мужчин характерна частотность и многофункциональность перебивания. Так, мужчины используют а) двойное перебивание; б) эскалацию категоричности, т.е. более категоричное перебивание в ответ на перебивание [2].    Тактика соперничества речевого поведения мужчин - в нетерпимом отношении к перебиваниям собственной речи и большом количестве перебиваний чужой речи [1].              

3

Необходимость прощания

Женщины используют формулы прощания, иногда сопровождая их дополнительными речевыми императивами [2].           

Мужчины часто игнорируют формулу прощания. Мужчины используют разнообразные способы замещения прощания: б) сообщение о своих действиях; в) подытоживание сказанного; г) подтверждение понимания; д) регулятивное высказывание; е) пожелание, ж) вызов собеседнику, з) договоренность о будущей встрече [2].       

4. Общительность

 

 

Женщины

Мужчины

1

Стремление к расширению круга общения

 

Для женской коммуникативной культуры характерно явление кооперации, единения с другими людьми. В круг общения женщины входят родственники, коллеги, знакомые, женщина легко вступает в коммуникативный контакт с незнакомыми людьми. Женщина а) восприимчива к советам, мнению других людей, б) доверяет другим людям свои проблемы и сама принимает участие в судьбе других людей, в) предпочитает переживать трудности в общении. Отсутствие круга общения женщины переносят тяжело, испытывают  негативные эмоции [2].

Мужчина прагматичен в общении и наделяет каждого коммуниканта определенной полезной для него функцией; находясь в конкурентных отношениях, ограничивает общение с противниками  [2].

2

Допустимость общения с незнакомыми

 

Женщины чаще, чем мужчины, инициируют знакомство. В большей мере для речи женщин характерна редукция фазы фатического общения с малознакомым человеком и переход к общению «по душам». Женщина обращается к незнакомым людям с просьбой о помощи [2].           

Общение с незнакомыми в мужском коммуникативном сознании носит опосредованный и второстепенный характер. Возможность общения опосредуют а) степень занятости (при отсутствии дела мужчина может общаться), наличие\отсутствие повода для общения, состояние человека, б) первое впечатление о лице. Вступление в коммуникативный контакт с незнакомым человеком для мужчины связано с коммуникативным барьером [2].          

3

Активность в общении

Коммуникативная активность женщин обусловлена а) эмоциональным состоянием; б) стремлением познать мир посредством общения; в) наличием проблемы, решаемой посредством общения как источника информации. В некоторых ситуациях женщины проявляют коммуникативную активность на фоне пассивности мужчин, отвечают за мужчину на адресованный ему вопрос [2].          

Активность мужчин стимулирована стремлением к самоутверждению и доминированию в группе общения. Мужчины активны при условии, когда есть большой фактический материал, неизвестный собеседнику, идеи, требующие объективизации. Мужчины в ряде ситуаций коммуникативно пассивны: а) односложно отвечают на вопросы собеседника, отказываются от поддерживающих реплик, б) откладывают общение на неопределенное время, в) используют предметные барьеры общения (отгораживаются газетой, смотрят в книгу)  [2].          

5. Соблюдение норм речевого этикета

 

 

Женщины

Мужчины

1

Вежливость к незнакомым

 

Женщины употребляют коммуникативные императивы в общении с незнакомыми. Вежливость женщин объясняется характером профессиональной деятельности: женщины часто заняты в сфере обслуживания, профессиональные требования диктуют им необходимость быть вежливыми, употреблять коммуникативные императивы  [2].

Мужчины менее вежливы к незнакомым, чем женщины. В ряде случаев мужчины пренебрегают формулами вежливости даже в вербализации просьбы. Наблюдается диссонанс в обращениях мужчин и женщин: женщины используют уважительные формулы обращения, мужчины – демократический, часто сниженный регистр [2].

2

Легкость выражения извинения

 

В коммуникативном поведении женщин как извинение за нанесение ущерба собеседнику, основанное на психологическом механизме эмпатии, так и этикетное извинение характеризуется высокой частотой и легкостью воспроизведения. Так, отмечено а) повторное, б) зеркальное извинение, в) извинение с целью примирения   [2].           

Специфической чертой мужского коммуникативного поведения является трудность вербализации извинения за ущерб, причиненный собеседнику. Психологический механизм, на котором основана самопрезентация мужчины, исключает возможность представления себя как слабого, совершившего неверный шаг человека. Попросить прощения у собеседника означает ослабить свою коммуникативную позицию и признать  коммуникативную доминантность собеседника  [2].          

6. Коммуникативная доминантность

 

 

Женщины

Мужчины

1

Использование средств коммуникативного доминирования

 

Наиболее частотными невербальными средствами коммуникативного доминирования женщин являются: а) интонация уверенности, б) привлекательный внешний вид, в) смех. Женщины акцентируют доминантную коммуникативную позицию вербально: а) демонстрируют коммуникативную активность; б) осуществляют коммуникативный контроль, вырабатывают «семейную стратегию» в рамках коммуникативной роли «хозяйка дома»; в) высказывают собственные желания, требования; г) дают советы; д) критикуют собеседника; е) говорят о собственной правоте  [2].

Мужчины занимают в коммуникативных процессах позицию доминирования. Коммуникативные средства доминирования мужчин подразделяются на позитивные и негативные. Позитивные эксплицируют конструктивную роль коммуниканта в обществе.  Негативные пресекают инициативу собеседника и являются конфликтогенами.

К невербальным средствам коммуникативного доминирования мужчин относятся: а) доброжелательная манера общения, б) беспристрастный, в) официально-деловой тон, г) интонация уверенности, демонстрация хорошего настроения, д) внимательное слушание, е) умение держать паузу. В качестве вербальных средств коммуникативного доминирования мужчин высокочастотны: а) вербальные средства дистанцирования собеседника; б) коммуникативная активность; в) регуляция действий и коммуникативного поведения собеседника; г) демонстрация эрудиции; д) высказывание окончательного решения; е) демонстрация компетенции; ж) отказ от отчета перед адресатом общения, отождествление слов и действий, отказ от повторения предупреждения; з) прямое, открытое выражение своего мнения; и) подтверждение собственной правоты; к) демонстрация заботы; л) высказывание угрозы  [2].

7. Коммуникативная  эмоциональность

 

 

Женщины

Мужчины

1

Уровень эмоциональной сдержанности

 

Женщины проявляют низкий уровень коммуникативного самоконтроля, реагируют как рационально, так и эмоционально в официальной ситуации общения. Переживаемый стресс стимулирует коммуникативную активность женщины . Сила переживаемой эмоции коррелирует со степенью коммуникативной активности, в состоянии эмоционального подъема женщина стремится расширить круг коммуникантов [2].

Мужчинам свойствен высокий уровень эмоциональной сдержанности. Мужчины избегают эмоционального стиля коммуникации а) в официальной ситуации общения и б) в общении с членами семьи. Мужчина обладает самоконтролем над выражением эмоционального состояния: а) выводит предмет общения из сферы субъективных чувств, переживаний в сферу объективной действительности, б) замещает эмоциональную оценку сообщением факта, в) объясняет явления не эмоционально, а рационально. Молчание – одно из распространенных средств ухода от объективизации эмоций. Для мужчин характерна детерминация эмоционального контроля г) чувством ответственности, д) прогнозированием будущего и объективностью восприятия действительности, е) чувством самосохранения [2].

2

Стремление к гиперболизации выражения своих чувств

В выражении своих чувств женщина прибегает к вербальным интенсификаторам и просодическим интенсификаторам (плач, вздохи и т.д.).  Тождественные речевые конструкции могут быть использованы женщиной для выражения как негативных, так и позитивных чувств [2].

Мужчинам не свойственно гиперболизированное выражение чувств посредством вербального описания. Мужчины ярко выражают эмоцию посредством невербальных интенсификаторов: а) усиления динамики, б) пауз [2].

3

Искренность проявления эмоции

В ситуации фактического общения, когда женщина исходит не из собственных коммуникативных намерений, а из коммуникативных ожиданий собеседника, женщина часто говорит не то, что соответствует истине, а то, что приятно слышать собеседнику, следовательно, женщина не всегда бывает искренна в проявлении позитивных эмоций. Для женщин характерна передача негативных эмоций косвенно, с помощью просодических средств общения [2].

Искренние эмоции мужчины проявляют редко и интенсивно. Наблюдаются примеры, когда мужчины откровенно выражают негативные эмоции. Искренность мужчин детерминирована: дружеским расположением, тематикой общения – искренне говорят о любимом деле и хобби; экстремальными условиями [2].

8. Ориентация на собеседника

 

 

Женщины

Мужчины

1

Внимательное слушание

 

Женщина является очень внимательным слушателем. Так, женщина а) нацелена на длительное  и тематически не регламентированное восприятие информации; б) характерной чертой слушающей женщины является детальность восприятия. Женщина использует целый ряд приемов эффективного а) нерефлексивого слушания: молчаливое согласие, доброжелательная манера, демонстрация интереса, визуальный контакт, корректный отказ от перебивания собеседника; и рефлексивного слушания: б) резюмирование; в) повторение слов собеседника с акцентированием их важности, г) согласие и объяснение, распространение слов собеседника  [2].

В мужском коммуникативном поведении чаще, чем в женском, объективируются типичные ошибки слушания: перебивание, поспешное возражение; часто мужчины а) способны отключаться от общения; б) не делают пауз для ответных реплик собеседника; в) игнорируют слова собеседника; г) не полностью воспринимают речь собеседника, воспринимают звуковую оболочку, без понимания смысла сказанного  [2].

Анализ приведенных отдельных элементов коммуникативного поведения мужчин и женщин, позволяет говорить о том, что коммуникативные барьеры в процессе общения между людьми могут быть детерминированы  гендерными аспектами. В процессе формирования коммуникативной компетенции учет данных факторов позволит оптимизировать разработку способов бесконфликтного общения, достижения взаимопонимания при общении как в общегуманитарном, так и в профессиональном плане.

Список использованной литературы:

1.       Беляева А.Ю. Особенности речевого поведения мужчин и женщин. Автореферат диссертации по филологии. – Саратов, 2002.

2.       Гетте Е. Ю. Речевое поведение в гендерном аспекте: проблемы теории и методики описания Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Воронеж, 2004.

3.       Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. - Таганрог, 2006.

4.       Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. -  Воронеж, 2001.